Владислав (anzgar) wrote,
Владислав
anzgar

Category:

Итоги года - 2019: топ-10 прочитанных книг

10. Заза БУРЧУЛАДЗЕ - "Надувной ангел" (2014)
В меру забавная, простенькая в стилистическом отношении постмодернистская штуковина от "грузинского Пелевина", эксплуатирующая старые как мир сюжеты, взятые словно прямо из классификатора Аарне-Томпсона, и превращающая их в жутковатую буффонаду.

9. Розамунда ПИЛЧЕР - "В канун Рождества" (2000)
Незамысловатая в общем-то история, построенная на достаточно классической канве пересечения нескольких судеб. Но красиво, жизнеутверждающе и по-новогоднему. И да, фантастически красивая Шотландия.

8. Мервин ПИК - "Горменгаст. Книга 3: Титус один" (1959)
Трилогия "Горменгаст" - видимо, главное моё чтиво прошедшего года. Фэнтези без фэнтези. Минималистичный мир с упором на характеры и язык. Третью книгу ставлю на последнее место в рамках серии не потому, что она плоха, а потому, что пара главных качеств трилогии - яркие персонажи и ирония - в ней несколько проседают, на мой взгляд.


7. Адольфо БИОЙ КАСАРЕС - "Изобретение Мореля" (1940)
Знаменитая фантастическая робинзонада, классическая латиноамериканщина от друга и соратника Борхеса, своего рода ранний магический реализм, граничащий с научной фантастикой. Не могу сказать, что после общего знакомства с латиноамериканской литературой ХХ века эта вещица впечатляет очень сильно, но не рекомендовать к прочтению просто нельзя.

6. Илья РЕПИН - "Мысли об искусстве"
Не считал себя поклонником Репина, но воспоминания Минченкова о нём, как и 10 "искусствоведческих" писем Репина из Европы - прям огонь. Гений, стоявший на изломе эпох и понимания искусства вообще и русского искусства в частности.

5. Ники СЕГНИТ - "Тезаурус вкусов" (2017)
Открыл для себя не так давно. И пусть вас не пугает словосочетание "креативное приготовление еды". Ключевое здесь - словарь сочетания вкусов. Попарные сочетания с их подробным описанием. Первый кандидат на звание настольной кулинарной книги.

4. Алексей ИВАНОВ - "Сердце Пармы" (2003)
Когда бы я увлёкся историей присоединения Пермского края к России? Да никогда. Но умение увлечь темой, эпохой совершенно постороннего для неё человека - наверное, особое качество автора исторического романа. Своеобразный магический реализм - вроде бы ничего фантастического не происходит, но вся окружающая действительность, вся природа наполняется то мрачными, то солнечными образами, которые тянутся от коренных обитателей и покорителей древней Пармы и трогают тебя за плечо.

3. Мервин ПИК - "Горменгаст. Книга 1: Титус Гроан" (1946)
Первое знакомство с Горменгастом и его обитателями. К концу первой книги главному герою исполняется полтора года, и это совершенно нормально: каждый второстепенный и третьестепенный персонаж здесь абсолютно своеобразен, прекрасен и запоминается навсегда. А доктор Прюнскваллор однозначно идёт в топ любимых литературных персонажей.

2. Вирджиния ВУЛФ - "На маяк" (1927)
Вирджиния Вулф - однозначно писатель "языкоцентристской" прозы, как и большинство модернистов первой волны. Вкуснейшие метафоры, совершенно магические описания окружающей действительности - густые мазки раннего художника-экспрессиониста, заставляющие смотреть на их рельеф и цветовую насыщенность куда пристальнее, чем на картину в целом. Сюжет составлен не из событий, а из кадров и сцен. Вулф невозможно экранизировать, зато ей самой можно было дать Оскар за операторскую работу.

1. Мервин ПИК - "Горменгаст. Книга 2: Горменгаст" (1950)
Вторая часть "Горменгаста" начинается как совершенно бесфабульная проза. Автор постепенно знакомит нас с преподавателями, ведущими себя как стадо баранов и внезапно цитирующими Канта, и тут общая ирония Мервина Пика начинает реально граничить с сарказмом. Но это только начало. Чем дальше в лес, тем злее партизаны...


Tags: итоги года, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments