Владислав (anzgar) wrote,
Владислав
anzgar

Category:

Итоги года - 2018: топ-10 прочитанных книг

Мда-а... Один пост за прошлый год... ЖЖ заброшен окончательно. Но итоги года никто не отменял. Надо размещать, хотя бы для себя на будущее :)

10. Алессандро БАРИККО "Море-океан" (1993)
Подача в духе старинного приключенческого романа, но явно современные образы (взять того же художника, рисующего морем море, белым по белому). Восторга не испытал, но образчик пост-модернизма вполне любопытный.

9. Эрих Мария РЕМАРК "Жизнь взаймы" (1959)
Хорошая история. На ней я, пожалуй, и закончу знакомство с Ремарком. Да, знаковые вещи для литературы ХХ века. Но, кажется, копать в глубину тут дальше некуда, а кальвадос нынче дорог.

8. Аркадий и Борис СТРУГАЦКИЕ "Хищные вещи века" (1964)
Вот и личная эпоха Стругацких для меня подошла к концу. Три последних года я ими прямо-таки зачитывался и, увы, прочёл все их основные работы. "Хищные вещи века" - бесспорно, актуальная штука на все времена, но показалась мне чуть вторичной после "Дивного нового мира" Хаксли. Но! Не могу сказать, что Хаксли мне понравился больше.

7. Жозе САРАМАГО "Слепота" (1995)
Прямо-таки эпическое антиутопическое полотно. Из плюсов: читается с большим интересом и на одном дыхании, внимание к деталям впечатляет, от подробностей происходящего воротит физиологически, но это говорит лишь о мастерстве автора. Из минусов: если уж в наше время позволять себе опираться на Библию, то делать это менее явно. Ну, потому что библейские смысловые конструкции в современной художественной литературе автоматически отдают нафталином, и единственный выход - не размещать их на поверхности.


6. Анджей САПКОВСКИЙ "Последнее желание" (1993)
Поздравляю сам себя с обретением третьего в моей жизни автора фэнтези, которого я могу и хочу читать. Очень увлекательные истории, опирающиеся на славянскую и прочую мифологию, пока что без эффекта полного погружения в мир, но, говорят, дальше будет ещё атмосфернее. К слову, прочёл в этом году и легендарного "Волшебника Земноморья" Урсулы Ле Гуин, на которого возлагал большие надежды... И это было, по большому счёту, очередное фэнтези-разочарование. Так что спасибо Сапковскому.

5. Джулиан БАРНС "По ту сторону Ла-Манша" (1996)
Сборник совершенно замечательных рассказов об англичанах во Франции. Некоторые читаются тяжеловато, некоторые очень легко, автор жонглирует стилями, эпохами и настроениями, как яблоками. Круто!

4. Умберто ЭКО "Пражское кладбище" (2010)
Каждый раз не знаю, как комментировать Умберто Эко. Его надо просто брать и читать, желательно в хорошей библиотеке, где каждая его книга станет этаким центральным узлом сети, от которого тянутся нити к целой куче других книг и исторических фактов. Эко берёт маленький срез истории человечества и разбирает его по кусочкам, исследуя каждую деталь с огромным вниманием и иронией. Мифотворец-кукловод Эко - сам по себе культурный пласт.

3. Фэнни ФЛЭГГ "Жареные зелёные помидоры в кафе Полустанок" (1987)
Не возлагал на эту книгу больших надежд - тем сильнее она меня ошеломила. Не каким-то там глубинным смыслом, нет. Просто Флэгг - редкий мастер персонажа. И прекрасный рассказчик, конечно. Одна из тех книг, которые можно рекомендовать людям с абсолютно любым литературным вкусом. Несколько судеб из двух эпох - США начала и конца XX века - переплетающиеся между собой красиво, умно и трогательно.

2. Аркадий и Борис СТРУГАЦКИЕ "Отягощённые злом, или Сорок лет спустя" (1988)
Невероятного масштаба замысел. Три сюжетных линии, насыщенных метафорами и ещё не утерянными смыслами. Нет, скорее так: если мир Полудня был фундаментально осмысленным миром, основы которого подвергались испытаниям как на уровне человека, так и на уровне системы, то ОЗ - ещё уверенная, но уже попытка ухватиться за смысл в теряющем его мире. Достойное окончание моей небольшой эпохи Стругацких, ставлю его на второе место не только в топе этого года, но и в своём личном топе Стругацких - сразу после "Града обреченного".

1. Саша СОКОЛОВ "Школа для дураков" (1976)
"Фраза рождается на свет хорошей и дурной в одно и то же время. Тайна заключается в повороте, едва ощутимом" - так писал Бабель.
Соколов же пишет от лица умственно неполноценного мальчика, который постепенно становится мужчиной, и на этих вот бабелевских едва ощутимых поворотах фраз построен практически весь роман. Замечательный, ни на что не похожий текст. Да, поток сознания, но не тот суховатый stream of consciousness классических модернистов, который местами становился самоцелью и оттого формализовался - не-е! Это поток чувственного сознания, восхитительно нелепый, изящный и, по существу, до слёз простой. Читать и перечитывать!


Tags: итоги года, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments